ШКОЛА. ТАБУРЕТКА. ЛОДКА.

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости проекта

Anastasija 433_288Школа отбивает у детей тягу к знаниям, под таким суровым заголовком приговором вышла публикация Антона Евсеева на портале Правда ру. Он утверждает, что процесс обучения «у нас, к сожалению, построен так, что кто угодно потеряет к нему интерес».  «Этот печальный процесс мы наблюдаем уже давно, и хотя он всех нас огорчает и даже возмущает, ничего не можем с ним поделать, — пишут он с тоской, — И учителя, и родители в какой-то момент вдруг обнаруживают, что их ребенок (неважно какого пола) вдруг совершенно утрачивает интерес ко всему, чему его учат в школе». Делая такой вывод, автор задается вопросом: «чем, по вашему мнению, маленький ребенок похож на ученого? По мне, так прежде всего тем, что оба действуют, основываясь на эксперименте». Далее идут размышления о том, каким образом проводить такие эксперименты в школе. Следуя логике автора, можно задавать схожие вопросы: «чем, по вашему мнению, маленький ребенок похож на политика/гаишника, официанта…». Уверен, что Виктор Коклюшкин из этого вопроса смастерил бы замечательный фельетон на злобу дня.

Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», пять лет назад опубликовал по этой теме в РГ замечательную статью «Нетрудовая школа».  Вот как она начиналась:

В шестом классе на уроках труда я смастерил табуретку. Она мне тяжело далась. Все, за что я ни брался, ломалось или выходило из строя. Наш учитель Иван Романович часто орал на меня: «И откуда руки у тебя растут?! Нежнее нужно, спокойнее. Сколько досок перепортил!» В конце концов, когда я ее все-таки закончил, он буркнул: «Ничего, стоять будет. Твердую «четверку» заработал. Неси домой, хвастайся матери». И я понес. Мама обрадовалась: «Мы ее покроем лаком и поставим на нее наш фикус». Старого дома, в котором я рос, давно нет. И фикуса уже нет, но табуретка осталась. Мама приспособила ее под большой глиняный горшок, где у нее круглый год стоят цветы: зимой сухие, остальное время — живые, из собственного сада. На уроках труда под незлобное ворчание нашего трудовика мы пилили, строгали, паяли, выжигали, точили. Именно тогда я понял, что значит сделать вещь — пусть самую простенькую — своими руками. Она становится для тебя родной, близкой. Для меня получить «пятерку» по труду было гораздо важнее, чем написать на «отлично» сочинение или без черновика решить сложную математическую задачу.

Далее он описывает крошечную крошечную деревеньку Бедалис, где расположена одна из лучших британских школ. «Не было ни ворот, ни привратника. Лишь красовалась табличка «Ходить разрешается где кому вздумается и когда угодно». Первым делом директор школы повел меня на выставку, которая действовала уже несколько недель. Рисунки, акварели, масло, коллажи. В соседнем зале — кованый металл, мебель, гобелены, вышивки, керамика, корзины, — пишет Положевец, — Каждый учащийся выставил свою лучшую работу. Были там и коллективные проекты. Директор, с гордостью показывая гарнитур для гостиной, сказал: «Это Один Бидолф сделал, тот самый, чьи автопортреты вас так потрясли в первом зале». Они действительно меня потрясли: казалось, что юноша пытается вывернуть себя наизнанку. «Талантливый парень, — заметил директор. — Собирается в Оксфорде учиться на ядерного физика»».

А ещё есть в публикации идеология/миссия этой школы:

Идеология этой школы крайне проста: три «Н». По-английски с этой буквы начинаются слова: голова, сердце и руки. Здесь стараются научить работать голову, сердце и руки ребенка. Поэтому в программе во всех классах отведено практически равное время на академические, творческие и технологические курсы. А кроме того, по субботам все ребята, независимо от вероисповедания, собираются вместе и слушают священника, который не службу правит, а беседует с ними о морали и этике, любви и ненависти, долге и совести. Эти непростые дети из богатых привилегированных семей возятся еще и со стариками из соседних деревень: убирают их дома, ездят за продуктами, копаются в садиках. Настоящие тимуровцы! Несколько лет назад они отремонтировали старую пекарню. И с тех пор по пятницам просыпаются в пять утра, замешивают тесто, ставят его в печь — и на завтрак хлеб готов. В этот день приезжают в школу за свежим хлебом даже жители окрестных деревень. Есть еще и собственная ферма, где подростки по очереди ухаживают за животными. А еще они устраивают в деревне дополнительный отпуск для тех, у кого маленькие дети. Каждое лето вместе с педагогами на две недели открывают бесплатный детский сад. «Только так можно почувствовать себя частью общества и понять, что нужно людям», — утверждают педагоги. Уходя из школы, ребята оставляют ей в подарок одну из своих работ, остальные увозят с собой. Их поделки становятся продолжением семейной истории.

Это британская школа, где уроки труда помогают всем, а не только школьникам. А вот репортаж «Финская школа: взгляд изнутри». В нем Анна Лиукко спрашивает барышню Анастасию:

 — Какие предметы ты особенно любишь?

— Музыку и физкультуру, — не задумываясь, отвечает она. – На этих уроках не учишься, а поешь и играешь. А еще обожаю труд. В прошлом учебном году мы выпиливали из дерева лодку. В этом году каждый ученик выбирал, заниматься ли ему шитьем или работой по дереву и металлу. Я —  единственная из девочек выбрала второе.

— Почему? – удивляюсь я.

— Потому что я уже умею шить и вязать: меня бабушка научила. Я лучше чему-то другому поучусь. Папа подарил мне спиннинг, и теперь на уроках труда я мастерю металлический поплавок.

Вот так: Петр Положевец вспоминает авторскую табуретку, на которой многие годы стоял фикус, а Анастасия лодку, которую строили всем классом. Что если школьники и воспитанники детских домов будут строить лодки и катера для летних путешествий. Пусть не для морских, а речных. Ведь тогда летние каникулы наполнятся ветром странствий и вдруг появиться не только знакомый всем с детства пятнадцатилетний капитан, а четырнадцатилетний инженер? Ведь по его чертежам всем миром построят эту лодку мечты!

Опубликовать в Facebook

Теги:, , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Комментарии(4)

  • Андрей Кузьмичев

    |

    В публикации Елены Журавлевой нет главного — указания школы, где все происходит И это основной минус публиации. Петр Положевец сделал это, а в публиации Мира новостей сплошное «любование» детьми.

    Ответ

    • Андрей Кузьмичев

      |

      Уважаемый Сергей Петрович!
      В ссылке указана школа, аффилированная с МИФИ. А ведь речь идет не о таких школах. А в публикации речь идет в основном о учениках и науке. Высокие отношения. А мы пишем о производстве.

      Ответ

Оставить комментарий

Bauman University Rector Speech

Анатолий Александров Summer School of Engineering Entrepreneurship KLIPPER organized by Bauman University unites students from universities around the world. School main task is to combine in projects experience of engineers and managers, prepare their own project and commercialize the technology. I hope that Summer school will test the basic competence of future engineers, and the acquired experience will successfully build a new great Russia!

Anatoly ALEXANDROV

Noritsugu Uemura Speech

Noritsugu Uemura, Mitsubishi Electric Corporation, Corporate Executive, Government & External Relation Div. Senior General Manager

Copyright Protection

© 2012-2017 KLIPPER. Summer School of Engineering Entrepreneurship.
When using materials from the site the active link to the site http://klipper-russia.ru is obligatory

Contacts

Address: 105005, Russia, Moscow, 2-nd Baumanskaya str., bld. 7, office 518MT. Bauman University
Phone: +7 (499) 267-17-84
VK.com society; Facebook page; Twitter; Instagram

News Subscription

Enter Your e-mail