КАК СОЗДАЕТСЯ ШКОЛЬНЫЙ МИНИ-ТЕХНОПАРК

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Новости проекта

MefodichevСтажер Летней школы Алексей Мефодичев славен не только тем, что он делает замечательные видеоролики заседаний КЛИПа. По нашей просьбе он расшифровал очень важную для КЛИППЕРа и для клиентов конкурса проектов статью — как же создается школьный/детдомовский мини-технопарк, в котором могут работать ребята и зарабатывать свои первые деньги.

Приводим текст статьи из журнала «Народное образование» №10 от 2012 года.


Анатолий Борисович Вифлеемский,

Действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук

Для эффективного развития технологической инфраструктуры школы необходимо создать соответствующие структуры в рамках школы или при ней. Наиболее эффективно такие структуры можно создавать, если школа в статусе автономного учреждения.

Ключевые слова: автономное учреждение, бюджетное учреждение, юридическое лицо, уставный капитал, бизнес-план, юридическая защита, общество с ограниченной ответственностью.

polygon-pro1

На развитие технологической инфраструктуры школы можно получать гранты, средства благотворителей, «шефов» — заинтересованных сельскохозяйственных, производственных предприятий. При этом в случае, если школа — автономное учреждение, можно создать отдельное юридическое лицо — хозяйственное общество, инвесторами которого могут выступить и другие заинтересованные лица помимо самой школы.

Автономное учреждение вправе выступать в роли участника (учредителя) других юридических лиц, включая коммерческие организации. В соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 66 Гражданского кодекса РФ учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в хозяйственных товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

К хозяйственным обществам относятся акционерные общества, а также общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (пункт 3 статьи 66 ГК РФ).

Автономное учреждение вправе вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника любое имущество, принадлежащее ему по праву оперативного управления, за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного и Архивного фондов РФ, национального библиотечного фонда. При этом, чтобы стать участником (учредителем) другого юридического лица, автономное учреждение должно получить согласие учредителя, если в качестве взноса (вклада) будет выступать недвижимое имущество, закреплённое за школой или приобретённое ею за счёт средств, выделенных учредителем на Приобретение такого имущества, и особо ценное движимое имущество (пункт 6 статьи 3 Закона об автономных учреждениях).

Если автономное учреждение создаёт школьный мини-технопарк на заработанные от приносящей доход деятельности средства и не вносит в него недвижимое имущество, ценное движимое имущество, то согласия учредителя не требуется.

Бюджетные учреждения вправе передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника имущество только в определённых случаях. При этом бюджетное учреждение не вправе передавать особо ценное движимое имущество, закреплённое за бюджетным учреждением собственником или приобретённое учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимое имуществом.

Выступить в роли участника или учредителя некоммерческой организации бюджетное учреждение может только с согласия собственника (коим, как правило, выступает не орган управления образованием, а структурное подразделение администрации, осуществляющее управление имуществом).

Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом, властности, подпунктами 13 и 14 статьи 9.2 и пунктом 3 статьи 27 Закона № 7-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 24 Закона № 7-ФЗ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за ним собственником или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, вы-деленных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их Учредителя или участника.

Таким образом, согласно пункту 4 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе учредить и хозяйственное общество. Именно так, например, вузы могут давать хозяйственные общества, передавая им имеющуюся у них интеллектуальную собственность (в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности)». Однако школьный мини-технопарк таким образом в виде хозяйственного общества создать нельзя, так как нет специального федерального закона, который бы позволил это сделать.

Создание Некоммерческой организации, осуществляющей производственную деятельность, представляется нереальным, так как некоммерческие организации не могут иметь целью получение прибыли и её распределение между учредителями. Следовательно, бюджетное образовательное учреждение не сможет получать дохода от деятельности школьного мини-технопарка, созданного в форме некоммерческой организации. Теоретически можно попробовать прописать в качестве целей деятельности такой организации осуществление воспитательного процесса в производственной деятельности, однако могут быть проблемы с государственной регистрацией такой некоммерческой организации.

Школа — казённое учреждение должна будет весь доход от деятельности мини-технопарка перечислять в полном объёме в бюджет, выделение же денежных средств из бюджета на Деятельность этого структурного подразделения будет сопряжено с большими сложностями, устойчивое финансирование получить практически невозможно. Поэтому в школе щ казённом Учреждении организовать деятельность школьного мини-технопарка мы считаем крайне проблематичным, даже в форме структурного подразделения.

Таким образом, на практике только автономные образовательные учреждения могут достаточно создать школьный мини-технопарк в качестве самостоятельного юридического лица.

Условия

Создание школой хозяйственного общества — школьного мини-технопарка обосновано при выполнении следующих условий:

—        наличие результатов деятельности учебно-производственного хозяйства, ко-торые имеют достаточный коммерческий потенциал в рамках массового производства соответствующих товаров или услуг;

—        наличие в пользовании объектов инфраструктуры, которые могли бы служить взносом в уставный капитал хозяйственного общества, либо объекты инфраструктуры, которые могут быть предоставлены третьими лицами, потенциальными соучредителями для организации производства и реализации товаров, услуг;

—        наличие необходимых объёмов финансирования начального этапа развития вновь создаваемого предприятия либо потенциальных соучредителей, которые могли бы осуществить свой вклад в уставной капитал общества, в соответствии с действующим законодательством.

Школьный мини-технопарк при бюджетном образовательном учреждении

Такой школьный мини-технопарк может быть создан в качестве структурного подразделения, и будет действовать на основе Положения о школьном мини- технопарке. В рамках такой деятельности все средства школьного технопарка юридически будут оставаться средствами образовательного учреждения, однако их можно учитывать на отдельных субсчетах в рамках действующей системы бухгалтерского учёта в государственных и муниципальных учреждениях.

В положении о школьном мини-технопарке определяются: общие положения; цели деятельности и задачи школьного мини-технопарка; организация и содержание деятельности; структура школьного мини-техно- парка; управление школьным мини-технопарком; права и обязанности сотрудников; экономические отношения; документация.

Школьный мини-технопарк — самостоятельное юридическое лицо при автономном образовательном учреждении

Перед началом регистрационных действий необходимо определить наименование, а также организационно-правовую форму хозяйственного общества. Российское законодательство предусматривает следующие виды обществ: общество с ограниченной ответственностью (ООО), закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО). Однако для создания открытого акционерного общества необходимо для начала зарегистрировать ЗАО с тем, чтобы в последующем осуществить эмиссию акций. Таким образом, перед школой стоит следующий выбор: ООО или ЗАО.

По нашему мнению, целесообразно создавать общества с ограниченной ответственностью, так как создание акционерного общества предполагает более сложную процедуру.

При этом в ООО, также как и в ЗАО, продажа акций, принятие в общество новых участников, а также отчуждение участником своей доли в пользу третьих лиц в уставе ООО может быть ограничено.

Принимая решения, привлекая инвесторов для создания школьного мини-технопарка, добивайтесь согласованности действий участников это поддерживает консенсус и не допускает злоупотреблений. При постоянных конфликтах участников либо в случае, когда кто-то из участников систематически не участвует в собраниях, решение вопросов, требующих единогласного решения всех участников, становится невозможным.

Денежные средства, оборудование и ин имущество, находящиеся в оперативном управлении автономного учреждения, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Если школа обладает достаточным количеством денежных средств, она может создать хозяйственное общество самостоятельно без привлечения третьих физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве соучредителей инвесторов.

Однако при создании хозяйственного общества необходимо учитывать объём затрат по развитию производственной деятельности на первом этапе (если, конечно, речь не идёт об уже ведущейся деятельности): заработная плата персонала, расходные материалы при производстве, реклама, продвижение производимой продукции, административные расходы, связанные с производством, непредвиденные, расходы.

Бизнес-план

Учитывая, что в зависимости от вида производимого в школьном мини-технопарке продукта или услуги, выход на самоокупаемость и возврат инвестиций может занять от нескольких месяцев до нескольких лет, необходимо чёткое финансовое планирование, в том числе с учётом конъюнктуры и ёмкости рынка. С этой целью целесообразно составить бизнес-план деятельности школьного мини-технопарка, в котором должны учитываться все экономические показатели, включая оценку всех материальных и нематериальных активов, вносимых школой в уставный фонд хозяйственного общества.

Разработанный бизнес-план позволит определить общую сумму необходимого уставного капитала: это позволит принять обоснованное решение о самостоятельном создании хозяйственного общества либо о привлечении инвесторов соучредителей, переговоры с которыми будут осуществляться исходя из содержания бизнес-плана.

Обеспечение

Кроме соучредительства, целесообразно рассмотреть следующие возможности по материальному обеспечению деятельности школьного мини-технопарка на этапах создания и становления, в соответствии с показателями бизнес-плана: самостоятельное финансирование автономного учреждения; получение кредита; рассмотрение возможности использовать льготные финансовые инструменты для малых предприятий, а также для предприятий инновационного сектора, осуществляемых в соответствующем регионе; взаимодействие с благотворительными фондами; получение гранта или разовой субсидии; работа с предприятиями («шефами»); привлечение средств родителей учащихся и других юридических и физических лиц в виде пожертвований.

Юридическая защита

Если оптимальным решением оказывается привлечение соучредителей, необходимо обеспечить максимальную юридическую защиту интересов школы. При учреждении хозяйственных обществ все договорённости, закреплённые в Уставе, а также в Договоре об учреждении общества, обязательны для исполнения, последующее изменение условий — трудная юридическая и переговорная задача. Очень часто зависимость от инвестиций и финансовых взносов может негативно сказаться на процессе ведения переговоров о размере доли участия и количестве акций. Также важно помнить, что доля участия определяет не только размер Дивидендов, но и степень влияния на оперативную деятельность хозяйственного общества.

Кроме того, со временем могут возникнуть но-вью объекты потенциального спора между учредителями: торговое наименование товара, услуги, предприятия, которое за время работы Может стать ценным нематериальным активом; денежные средства, принадлежащие хозяйственному обществу — школьному мини-технопарку; имущество, приобретённое школьным мини-технопарком самостоятельно; другие активы и объекты, приобретённые за время хозяйственной деятельности школьного мини-технопарка.

Прежде чем приступать к процедуре создания школьного мини-технопарка в качестве общества с ограниченной ответственностью (формированию уставных документов и процедуре регистрации общества), необходимо удостовериться в полной и всеобъемлющей защите интересов школы как учредителя вновь создаваемого предприятия, в том числе с учётом требований Федерального закона от 24.07.1998 N° 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Здесь, прежде всего, следует учитывать следующие положения статьи 13 названного закона:

—        имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях;

—        если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдаёт в аренду закреплённые за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения названных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством;

—        порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или при-обретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

Созданное школой общество с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк» может функционировать как малое предприятие с учётом соблюдения требований статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Критериями определения категории субъекта малого предпринимательства для хозяйственных обществ служат показатели:

—        средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • а)       от ста одного до двухсот пятидесяти чело-век включительно для средних предприятий;
  • б)       до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия до пятнадцати человек;

—        выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программы поддержки

Предприятия, соответствующие установленным в Законе критериям, вправе рассчитывать на участие в государственных программах поддержки малых предприятии, получение льгот, а также специализированных услуг. Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется как федеральными, региональными, так и муниципальными органами исполнительной власти,

Помимо системы поддержки малых пред-приятий созданные школами — автономии, ми учреждениями хозяйственные общества могут воспользоваться существующими (федеральными и региональными программами Поддержки малого и среднего бизнеса.

Общество с ограниченной ответственностью

Создание Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк» осуществляется учредителями. Если школа — автономное учреждение — его создаёт самостоятельно, то именно её директору необходимо назначить ответственного и выдать доверенность на регистрацию нового юридического лица. Как правило, регистрация поручается директору создаваемого юридического лица.

Дата начала деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк» является датой внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических (ЕГРЮЛ).

Прежде чем приступить к процедуре регистрации, в процессе создания необходимо определить ряд параметров.

Назначение директора. Директор является единоличным исполнительным органом и его данные (имя, фамилия, отчество) должны быть указаны в протоколе общего собрания учредителей, который входит в комплект документов, додаваемых на регистрацию общества. Можно также указать и паспортные данные, адрес регистрации, ИНН. Помимо функций Единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, а также руководителя этого предприятия, на директора в протоколе возлагаются все действия по регистрации общества, в том числе подаче документов.

Местонахождение юридического лица (юридический адрес) — один из основных реквизитов общества с ограниченной ответственностью, вносимых в ЕГРЮЛ. Этот адрес должен быть указан в тексте Устава общества, а для утверждения наличия юридического адреса необходимо подготовить документы:

—        гарантийное письмо (от собственника, гарантирующее размещение по приобретаемому адресу после процедуры регистрации общества);

—        нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности;

—        акт приёма-передачи помещения (от собственника арендатору, если помещение арендуется).

Если школа намерена передать помещения, находящиеся в оперативном управлении, в уставный фонд хозяйственного обществам и это помещение планируется указать в качестве юридического адреса общества, это указывается в гарантийном письме.

При подготовке документов для подачи в регистрирующий орган необходимо оформить в соответствии с Уставом школы решение о создании общества с ограниченной ответственностью, которое также должно быть приложено к комплекту документов.

Решение о создании Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк», утверждение устава, а также назначение директора оформляются протоколом общего собрания учредителей.

При подготовке устава общества следует определить и указать виды деятельности хозяйственного общества. Виды деятельности определяются в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Основные виды деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк» должны быть связаны с производством, торговлей, оказанием услуг. Точные формулировки видов деятельности должны соответствовать формулировкам ОКВЭД.

Если общество с ограниченной ответственностью учреждается двумя или более лицами, учредителям общества следует подготовить не только устав общества, но и Договор об учреждении общества, сторонами которого станут учредители (например, школа и инвестор). В этом договоре, в частности, должно быть прописано, какой вклад в общество делает каждый из учредителей. Если вклад делается имуществом, то производится его денежная оценка и определяется доля в создаваемом обществе. Доля в создаваемом обществе означает не только право на соответствующую часть прибыли, полученной обществом, но и определённые полномочия по управлению обществом.

Таким образом, перед подачей документов в территориальный орган Федеральной налоговой службы РФ школе необходимо принять решение о создании хозяйственного общества или провести собрание учредителей, на котором будет принято решение о создании хозяйственного общества. Если общество учреждается одним юридическим лицом — школой, то собрание учредителей, естественно, не проводится. В этом случае учредитель подготавливает проект устава общества и проект решения об учреждении общества. Это решение принимается учредителем единолично.

В решении о создании Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк» должно быть отражено:

—        создание общества определённой организационно-правовой формы и с определённым названием;

—        определение местонахождения общества;

—        определение размера уставного капитала Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк» и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;

—        определение порядка оплаты долей участниками общества;

—        утверждение устава Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк»;

—        назначение единоличного исполнительного органа директора;

—        формирование (при наличии в соответствии с уставом) коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров);

—        государственная регистрация общества.

Таким образом, учредители должны собрать следующий пакет документов об учреждении общества для регистрации:

—        Устав ООО;

—        Договор об учреждении ООО;

—        Протокол общего собрания участников о создании ООО, с указанием размера уставного фонда, способа внесения взносов, сведений о генеральном директоре;

—        Заявление о регистрации ООО и внесении сведений в ЕГРЮЛ (требует нотариального заверения);

—        Документы, подтверждающие сведения о месте нахождения (юридическом адресе);

—        Квитанция об оплате госпошлины.

Кроме того, необходимо сформировать следующий пакет документов для каждого юридического лица — учредителя Общества с ограниченной ответственностью «Школьный мини-технопарк» (в том числе школы):

—        свидетельство о государственной регистрации (ксерокопия);

—        устав (ксерокопия);

—        ксерокопии всех изменений, вносимых в учредительные документы (если они были);

—        свидетельство о постановке на налоге вый учёт (ксерокопия);

—        коды статистики (ксерокопия); выписка из ЕГРЮЛ (ксерокопия);

—        протокол решения уполномоченного до Уставу коллегиального органа о создании хозяйственного общества с указанием лица, уполномоченного представлять интересы школы на собрании учредителей хозяйственного общества (как правило, директора).

Комплект документов школы должен быть предоставлен для подтверждения соответствия факта создания хозяйственного общества действующему законодательству, а также внутренним документам (уставу) школы.

В случае, если другие учредители также являются юридическими лицами, они должны представить соответствующий пакет внутренних документов.

Учредители оплачивают уставный капитал общества в размере не менее 50% на момент государственной регистрации общества; оплачивают государственную пошлину и представляют устав общества и другие документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ИФНС России по адресу местонахождения общества).

Общие правила оплаты долей в уставном капитале общества установлены статьей i)> порядок оплаты таких долей при учреждении общества определяет статья 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью)». Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими № щами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. В случае оплаты долей в уставном капитале общества в неденежной форме учредители общества обязаны оценить их в соответствующей денежной сумме.

 

Опубликовать в Facebook

Теги:, , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Комментарии(1)

  • Андрей Кузьмичев

    |

    Алексей Мефодичев — спокойный, трудолюбивый и вдумчивый студент. На таких как он, на мой взгляд, держится весь учебный процесс в любом университете, таким как он можно доверить любое сложное дело. А ведь только первый курс!

    Ответ

Оставить комментарий

Bauman University Rector Speech

Анатолий Александров Summer School of Engineering Entrepreneurship KLIPPER organized by Bauman University unites students from universities around the world. School main task is to combine in projects experience of engineers and managers, prepare their own project and commercialize the technology. I hope that Summer school will test the basic competence of future engineers, and the acquired experience will successfully build a new great Russia!

Anatoly ALEXANDROV

Noritsugu Uemura Speech

Noritsugu Uemura, Mitsubishi Electric Corporation, Corporate Executive, Government & External Relation Div. Senior General Manager

Copyright Protection

© 2012-2017 KLIPPER. Summer School of Engineering Entrepreneurship.
When using materials from the site the active link to the site http://klipper-russia.ru is obligatory

Contacts

Address: 105005, Russia, Moscow, 2-nd Baumanskaya str., bld. 7, office 518MT. Bauman University
Phone: +7 (499) 267-17-84
VK.com society; Facebook page; Twitter; Instagram

News Subscription

Enter Your e-mail