Идея проекта

В основе системы образования МГТУ им. Н.Э. Баумана лежит уникальная система обучения, известная всему миру как «русский метод обучения ремеслам», сочетавший в себе фундаментальную университетскую подготовку с базовым практически-прикладным обучением. Президент Массачусетского технологического института (MIT) в американском Бостоне, профессор Джон Ранкл посвятил «русской системе» ряд книг и статей, в которых оценил ее как «мировое достижение технической мысли». Профессор ремесленных искусств Политехнического института в Брэдли (США) Чарльз Беннет свой фундаментальный труд по истории ремесленного и индустриального образования начал с анализа «русской системы обучения» и утверждал, что Дмитрий Советкин впервые применил научные принципы при анализе механических искусств и на этой основе построил новую систему обучения.

Главный принцип обучения  — «от простого к сложному», — дополнялся коллекцией рабочих и измерительных инструментов и набором операционных моделей для разных специальностей.

 

Позже, как директор Мальцовского училища во Владимире, Советкин счел увеличть число полезных учебно-производственных объектов («поделок» — по тогдашнему выражению), изменив  процесс обучения в «предметном» направлении. Например, уже в третьем классе ученики изготавливали в учебных мастерских училища: универсальные ключи, труборезы, настольные тиски, сверлильные машинки и другие полезные вещи. Это было не простое совершенствование прежней системы — была создана новая «операционно-предметная схема» производственного обучения. В последнем, пятом, классе теоретических занятий, как пишет А.И. Буланов  в книге «Наш техникум» (Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1985), не было совсем. Ученики весь год только и работали в мастерской, готовили  групповую выпускную работу. Так, в 1890 году первая выпускная группа в количестве 15 человек изготовила от начала и до конца паровую машину мощностью в восемь лошадиных сил, что для того времени было значительным достижением. Подобным методом впоследствии было изготовлено немало металлорежущих станков. Они устанавливались в мастерской, а так же частично продавались на сторону  через магазин, пристроенный к левому крылу здания. Таким образом, как пишет А.И. Буланов, «продажа продукции мастерской в известной мере возмещала расходы по содержанию училища».

Ученик 7 «А» класса школы № 55 Чебоксар Илья Васильев так же хочет не только создавать своими руками продукты труда. Как участник всероссийского конкурса ФИНТ 2012 (Фестиваль инновационных технологий) публично заявил: «Мой проект-изготовление инструмента и других изделий на имеющемся школьном оборудовании, так как имеется спрос на такой инструмент и изделия. В нашей школе имеются ученики желающие работать на школьном оборудовании, выполнять заказы, и при этом получать зарплату. Думаю, в процессе выполнения заказов ребята и я будут набираться опыта, и в дальнейшем будут выполнять ещё более сложные работы».

Приятно отметить, что в конце минувшего года Илью заметили в родном городе: Любовь МИХЕЕВА написала чудесную статью «Дети двигают прогресс».  «Вчера в Чебоксарах прошло награждение победителей городских конкурсов «Лучший предприниматель 2012 года» и «Открой своё дело», так начала она публикацию, — В зале среди виновников торжества сидел 12-летний мальчик. «Вот молодец, — улыбались ему окружающие, — пришёл поддержать папу».

Паренёк с отцом лишь переглядывались. А когда объявили, что по итогам конкурса среди молодёжи диплом I степени присуждён Илье Сергеевичу Васильеву, мальчишка встал и направился за наградой. Зал сначала затих, а потом взорвался аплодисментами. Победителю конкурса среди молодежи вручили диплом и дали слово. «Я ученик 7 «А» класса школы № 55, делаю оправки для торцевых фрез на фрезерные станки. Мне помогают мой учитель технологии и папа. Спасибо им за это». И паренёк быстренько вернулся на своё место. Зал снова рукоплескал: «Ну и скромник!»…Как вырастают такие таланты? У Ильи всё от деда: тот был авиамехаником и на все руки мастером. Когда внуку исполнилось три годика, дал в руки мальчишке настоящие инструменты: топор, молоток, стамеску. А чуть позже внук нашёл в приличной стопке дедовских дипломов и грамот самую красивую бумажку (диплом «Золотые руки») и перерисовал. Дед творчество оценил и сказал: а теперь будем свое заслуживать. Вот Илья и старается. В школе помогает учителю технологии вести кружок, где у него мастерству не стесняются учиться и старшеклассники.

Организаторы школы нашли и Илью, и его отца Сергея Петровича. Он прислал нам фото сына с дедом и деда в молодости с их родственником — полным кавалером орденов Славы Прокопьевым Герман Терентьевичем. Мы направили ряд вопросов молодому и даровитому школьнику:

  • Кто является для Вас героем/кумиром/образцом для подражания, кроме дедушки?
  • Почему пареньку из Чебоксар интереснее создавать продукты/изделия своими руками?
  • Как привить любовь к технике со школьной скамьи?
  • Для чего нужны Вам деньги? На что Вы хотите их потратить?
  • Какой продукт/изделие будущего Вы хотели бы создать своими руками?

И вот что мы получили в ответ:

Здравствуйте!

Пишу Вам я, Васильев Илья. Присылаю ответы на Ваши вопросы. Хочу уточнить, что любовь к технике нельзя привить без самой расположенности человека к ней, знаю это по своему личному и перепроверенному на моих знакомых опыту.                               

С прошлого года урок «Технологии» в школе стал вести  Панов Рудольф Геннадьевич. Однажды он пригласил меня и моего друга остаться после уроков и доделать начатое на уроке. Мне стало с ним очень интересно. Сейчас на факультатив по технологии ходят постоянно 4 человека. Как видно, без хорошего учителя нельзя добиться результата.   

Сейчас  по эскизам, разработанным папой, делаю токарные и фрезерные работы на школьном оборудовании. На заработанные деньги покупаю  модели танков.

Мне интересно делать изделия своими руками, потому что самому делать всегда интереснее. Я могу внести свои изменения в изделие, сравнить изделия со своими друзьями.

Кумиров или образцов для подражания у меня нет. Я не стараюсь подражать кому-либо, я стараюсь быть самим собой. Продукт будущего – об этом я никогда не задумывался. Если честно сказать, я не совсем творческий человек. Поэтому творить – не моя стихия.                             

С уважением Васильев Илья.

Спасибо Илье! Вера в таких, как он, укрепляет организаторов в том, что главная идея школы — возврат инженерного творчества в нужное русло, — нашла отклик в сердцах молодого поколения. Так, соединяя прошлое инженерного труда и устремляясь в будущее новых технологий, мы строим новую Россию!

Комментарии(6)

  • Сергей

    |

    Мне просто удивительно, как Вы прочувствовали ситуацию кратко и сжато написали о самой сути Замечательно. Вы думаете о России, и делаете для ребят, которые будут поднимать ее, Родину нашу, очень необходимое и нужное дело. Поддерживаете их на самом взлете.

    Ответ

  • владимир

    |

    Молодец! Это показательный пример в школе для учителей о том как можно молодежь оторвать от бутылки с пивом.И молодым людям как можно интересно жить и творить начиная даже в таком возрасте!

    Ответ

  • Дмитрий Михайлович

    |

    «Технологическая компания» о которой говорится в видеоролике — это мы. Оправка, изготовленная Васильевым Ильей, работает нормально. Хотелось бы, чтобы таких ребят становилось больше. Данный проект поможет этому обязательно. Прошу всех, кто как и мы что-то производит, помочь проекту. Наш контакт можете прочитать на видеоролике или напишите на адрес: Делаем узлы из нержавеющей стали для приборов.

    Ответ

  • Елена

    |

    Очень хорошо, что есть такие ребята, как Илья, талантливые, увлечённые полезным делом. С такой молодёжью, хочется надеяться, нашу страну ждёт достойное будущее.

    Ответ

  • Григорий Баев

    |

    Друзья, большое спасибо за теплые отзывы!
    Надеюсь, что совместными усилиями школа пройдет хорошо, а такие ребята, как Илья, получат реальную поддержку.

    Ответ

Оставить комментарий

Bauman University Rector Speech

Анатолий Александров Summer School of Engineering Entrepreneurship KLIPPER organized by Bauman University unites students from universities around the world. School main task is to combine in projects experience of engineers and managers, prepare their own project and commercialize the technology. I hope that Summer school will test the basic competence of future engineers, and the acquired experience will successfully build a new great Russia!

Anatoly ALEXANDROV

Noritsugu Uemura Speech

Noritsugu Uemura, Mitsubishi Electric Corporation, Corporate Executive, Government & External Relation Div. Senior General Manager

Copyright Protection

© 2012-2017 KLIPPER. Summer School of Engineering Entrepreneurship.
When using materials from the site the active link to the site http://klipper-russia.ru is obligatory

Contacts

Address: 105005, Russia, Moscow, 2-nd Baumanskaya str., bld. 7, office 518MT. Bauman University
Phone: +7 (499) 267-17-84
VK.com society; Facebook page; Twitter; Instagram

News Subscription

Enter Your e-mail